lebedinsky2

Categories:

Самая страшная картина Василия Перова

В. Г. Перов "Утопленница" (1867 год).
В. Г. Перов "Утопленница" (1867 год).

Василий Григорьевич Перов - это Достоевский в живописи. Его картины, также, как и книги Федора Михайловича, чаще всего рассказывают тяжелую историю о жизни или смерти. Перов, равно как и многие его соратники по Товариществу передвижных выставок, придерживался такого направления в искусстве, как критический реализм: он был убежден, что только открывая зрителю суровую, жестокую правду, можно зацепить какие-то важные струны в его душе, заставить его измениться и изменить окружающую жизнь.

Одно из самых потрясающих произведений Перова - "Утопленница". Картина была написана в 1867 году, и далась она художнику очень нелегко.

Чтобы придать полотну большей достоверности, Перов решил писать утопленницу с натуры, то есть, с настоящего мертвого тела молодой женщины. С этой целью Василий Григорьевич отправился в полицейское управление. Ему разрешили посетить морг. Перов был поражен количеству мертвых молодых женщин. Причины смерти были самые разные, начиная от болезней и заканчивая убийством. Рядом с моргом находилась квартирка полицейского служащего: дети преспокойно играли рядом с трупами.

Осматривая мертвые тела одно за другим, Перов вдруг остановился. Одна из несчастных была ему знакома. Красивая, темноволосая, статная проститутка Фанни подрабатывала натурщицей. Однажды она пришла в студию к учителю Перова, Евгению Яковлевичу Васильеву. Там Перов ее и увидел.

Васильев писал Богородицу, используя Фанни в качестве натурщицы. Женщина, узнав, кого именно с нее рисуют, начала рыдать навзрыд, и, крикнув "С меня писать матерь Божию?! Да вы с ума сошли, что ли?!", убежала из студии. Больше художники ее не видели.

Писать картину, используя мертвое тело в качестве натуры - на такое был способен только Перов. В своих мемуарах он рассказывал, как жутко и холодно ему было в пустой мертвецкой, как роились вокруг мухи, как одолевал ужасный запах. Но он жертвовал своими чувствами ради искусства - не умел по-другому.

Наконец, картина была готова, и она получилась по-настоящему страшной. И вовсе не потому, что на ней изображено мертвое тело (да еще писанное с натуры).

Внимательные зрители сразу же поняли, что "Утопленница" Перова намного сложнее, чем кажется. На ней изображена не только жертва, но и ее убийца.

Мы видим молодую женщину, навзничь лежащую на берегу реки, у самой кромки воды. Ее шикарные черные волосы рассыпались по песку, лицо по-мертвецки заострено, кожа смертельно бледная. На волосах видны остатки водорослей, неподалеку от тела лежит багор, которым, очевидно, утопленница и была вытащена из воды.

Рядом с покойницей устало присел на край лодки пожилой жандарм. Он курит трубку, дымок от которой смешивается с утренним туманом. Этого жандарма принято демонизировать в искусствоведении, называя его символом равнодушия системы. Однако, я не вижу в нем равнодушия. Я вижу кое-что пострашнее, а именно, усталость и привычку. Да, эта утопленница - далеко не первая, которую он вытащил из воды. Возможно, даже в этом же самом месте.

Этот пожилой мужчина уже не боится смерти, не боится трупов, потому что он привык к ним. И именно это - самый страшный момент в картине Перова.

Но что же произошло с девушкой? Как она оказалась здесь, на берегу холодной утренней реки? Причин может быть множество. Это может быть бесприданница, соблазненная и отвергнутая каким-нибудь Паратовым. Может быть гувернантка, забеременевшая от своего хозяина. Может быть проститутка, которая больше не могла выносить весь мрак своего существования - как та самая Фанни. Перов не дает однозначного ответа - и это не нужно. Завтра, а может быть, послезавтра на этом месте найдут новую девушку. И у нее будут свои причины свести счеты с жизнью.

А за туманом, находясь в отдалении, как будто ни при чем, прячется убийца. Да, убийца - это большой город. Это человеческое общество как таковое. Общество, в котором правят деньги. Общество, совершенно равнодушное к чужой судьбе, к чужой боли.

Общество - вот убийца, и этого убийцу не арестуешь и не отправишь на каторгу. Его можно только лечить: лечить с помощью законов, просвещения и, конечно, искусства. Именно этим всю жизнь и занимался великий художник Василий Григорьевич Перов.

Источник

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →