lebedinsky2

Categories:

49 дней в океане

Эта давняя история известна, наверное, многим, но в таком изложении нашел ее вчера и вспомнил, что 17 января исполнился уже 61 год с той поры как баржу "Т-36" с командой из четверых солдат-срочников унесло от курильского острова Итуруп в открытый океан, в эпицентр мощного циклона. Вспомним еще раз вместе.

Советские матросы–стройбатовцы на американском авианосце, 1960, Тихий океан
Советские матросы–стройбатовцы на американском авианосце, 1960, Тихий океан

«Кто был популярен как Гагарин до Гагарина? О ком снимали фильмы, о ком писал песни Высоцкий, кого встречали транспарантами, салютом, таскали по трибунам, съездам и концертам? Четверых двадцатилетних моряков, обслуживавших каботажную баржу. Её унесло в море, пить–есть было нечего, 49 дней их носило по свинцовой туше Тихого океана, пока не были спасены американскими военными.

Моряков доставили в Сан–Франциско, одели–обули–накормили, выдали по сто баксов карманных денег, аккуратно предложили гражданство — те отказались — и передали на родину.

Баржа, махонькая (вот её макет в руках последнего из оставшихся, командира Зиганшина); почитай только рубка и всё. Кубрик на 4 койки, буржуйка и радиостанция, ну и двигатель где–то внизу. Каботажная — это значит, что она челноком снуёт между неким большим кораблём и берегом, перетаскивая грузы; больше ни на что не годна, уж на океанское плавание точно. Но её оторвало в шторм от Итурупа, и унесло в бесконечную даль — без запасов еды и воды, с четверыми срочниками на борту. Искать скоро перестали: на берегу нашли спасательный круг и ящик с маркировкой баржи, и...

А они там жили.
Банка жира, буханка хлеба + техническая вода для охлаждения дизелей ("...воды опреснённой, нечистой..." — помните?), горох, перемазанная мазутом картошка (ведро), Беломор и спички. И всё.
Вообще, конечно, Зиганшин, их старшой, сержант (обученный кораблевождению в учебке — не хухры–мухры! Как это увязывается со стройбатом — ума не приложу...) — Зиганшин безусловно достоин. Он организовал там жизнь: распределял продукты, отчаявшихся успокаивал, гонял всех на работы (воду вычерпывали из пробитого машинного отделения) чтоб не сошли с ума от безделья, и так далее. А то один из них уже с топором под подушкой начал спать...

Варили "суп": 2 картошины и ложка жира. Потом — одна картошина. Крупы подъели быстро, хлеб — вообще сразу. Отварили и съели ремешок от часов, потом ремень. Потом обнаружили под клавишами гармошки (откуда там гармошка на корабле?.. Или это не корабль, а судно? Нет, если военная баржа — значит всё–таки корабль. Наверное.) — обнаружили под клавишами гармошки кожаные вставки. Решили, что это будет мясо первого сорта; отварили и съели. Потом сапог кирзовый...

Этим сапогом, кстати, они вошли в историю русского рока — "Зиганшин–буги, Зиганшин — рок, Зиганшин съел второй сапог".
Исухдали и обессилили настолько, что двигались с трудом — уже после спасения смеху ради сумели подпоясаться втроём одним солдатским ремнём...

Какие мысли были после спасения? Суицидные в том числе. — Я ж комсомолец, а тут злые империалисты, — вспоминал Зиганшин, — не скрою — и в иллюминатор была мысль выброситься, и в каюте повеситься. Не понимали, что будет дальше. Вдруг заставят остаться в своей Америке, домой не пустят. А вдруг дома сочтут за предателей, посадят...

Но, в общем, всё нормально — и страшные янки оказались не так страшны, и дома встретили овациями. Не сразу, правда: где–то наверху шла борьба умов, и только на девятый день вышла в "Известиях" статья о "моряках–героях", а Штатам были отправлены официальные благодарности. (По домам всё–же успели пройти с обысками. Ну, вдруг морячки задолго планировали корабль угнать и к империалистам перекинуться...). Их наградили, всем — Красную Звезду. За что, казалось бы, ну выжили люди и выжили... но не все так смогли бы.

...Почему — "стройбатовцы"? В ВМФ СССР существовали собственные военно–строительные части (так называемые "морские стройбаты"), вот в рядах одной из этих частей и служила данная четверка.

Сам авианосец вот, любительские съёмки, на 1:34 показано спасение наших. Его потом пустили на металлолом.
Баржу, судя по всему, американцы вообще подбирать не стали — так и осталась где–то болтаться, а там в это время стрельбы должны были быть, ну и...

 Зиганшин мореходку закончил, служил на Балтфлоте всю жизнь, гордился тем, что получил звание Почётный житель Стрельны за номером 2 ("А номер один знаете у кого? У Путина!"), почётный житель Сан–Франциско ("Девки–то в своё время очень интересовались — а правда ключ — золотой? Нет, деревяшка золочёная"). Потом пенсионер, пенсия маленькая, яхты сторожил... умер в 2017 году.  В живых только Крючковский в Киеве, в январе прошлого года отметил 80-летие. За спиной - несколько операций, кардиостимулятор в сердце, но бывший моряк старается держаться бодро.»

Нашел здесь.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →