lebedinsky2

Categories:

Триумф голой парижской простушки

Эдуард Мане, "Олимпия", 1863, Музей Орсе, Париж
Эдуард Мане, "Олимпия", 1863, Музей Орсе, Париж

Картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника.

После очередной провальной попытки добиться официального признания, Эдуард Мане организовывает персональную выставку в собственной мастерской. На пригласительных билетах красовался его новый девиз: «Делать свое дело, и не обращать внимания на чужие высказывания!»

В 1865 году в Париже разразился скандал — критики стенали: «Какая вульгарность и непристойность! Эта проститутка удивительно некрасива — у нее кожа, как у трупа. Это просто невежество в области базовых законов рисунка». Мане за картину «Олимпия» тут же нарекли скандалистом в области живописи. Сам художник на эту славу не претендовал, равно как и на переворот в живописи, и на создание новых законов, а просто стремился быть самим собой. Однако, хотел он того или нет, Мане стал первым, кто изобразил новую жизнь обновленного Парижа, и стал ключевой фигурой в процессе перехода от реализма к импрессионизму.

Мане изначально взял холст, чтобы бросить вызов «Салону». Но его откровенное изображение самоуверенной проститутки было принято Парижским салоном в 1865 году, и вызвало скандал. Мане обвинили в аморальности и вульгарности.  

"Никогда и никому ещё не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия», — писал современный критик. — Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, на кровати. Её руку как будто сводит непристойная судорога... Серьёзно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений."  

Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно.

Антонин Пруст писал: «только меры предосторожности, принятые администрацией, предотвратили порчу картины» обиженными зрителями.

«Олимпия» вызывала споры отчасти потому, что на «обнаженной», все-таки, были надеты небольшие предметы: например, орхидеи в волосах, браслет, лента на шее и тапочки. Но каждый из них акцентировал наготу, сексуальность и образ жизни куртизанки. Орхидеи же, распущенные волосы, черная кошка и букет цветов были символами сексуальности. Тело этой «современной Венеры» было довольно тонко — это шло вразрез с преобладающими стандартами того времени — ее «неидеальная» фигура также раздражала зрителей.

Плоскость картины, намеренна, она деалет обнаженное тело менее сладострастным. Полностью одетая черная рабыня — также элемент сексуального эпатажа. «Олимпия» стала предметом карикатур в популярной прессе, но ее отстаивали деятели авангарда, и значение картины было оценено целым рядом художников: таких, как Гюстав Курбе, Поль Сезанн, Клод Моне, Поль Гоген.

Художник Дега сказал:
"Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди."

Источник

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →