lebedinsky2

Category:

Александровский мост

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны.

Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков.

Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. В филиале Российского государственного архива научно — технической документации (РГАНТД) в Самаре в настоящее время на государственном хранении находятся чертежи проекта этого моста, выполненные собственноручно в 1875 г. профессором Н.А. Белелюбским. Чертежи на батистовой кальке прекрасно сохранились, а подпись Белелюбского подтверждает их подлинность.

Работы по строительству моста были начаты в июле 1875 года под руководством полковника А.Е. Струве, но в ноябре он отказался от них, так как одновременно строил мост на Неве. Все остальное время строительством руководил инженер Михайловский. Непосредственным производителем работ с самого начала и до их завершения (с июля 1875 по август 1880 года) был инженер В.М.Березин. Строительство его из–за стратегической важности курировал лично император Александр II.

К району сооружения моста была проложена железнодорожная ветка для доставки строительных грузов и построена новая станция Оренбургской железной дороги «Правый берег реки Волги». Часть грузов поступала по Волге. В 1876 году появляется поселок Правая Волга для его строителей. К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены 2.5 тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года.

Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, материалы приобретались в Санкт–Петербурге и Москве. Было доставлено 575,3 тыс. пудов железа, 715 пудов цемента. Опоры выполнялись частично из местного жигулевского известняка и гранита, 450 тыс. пудов которого привезли из Финляндии и Рыбинска. Всего для строительства моста потребовалось 2 млн. пудов материалов.Суровый нрав зимне–весенней Волги заставил проектировщика моста инженера профессора Н.А. Белелюбского дважды переделывать проект, поэтому и строительство первые два года шло вяло. Первый кессон (сооружение для работы в воде, своего рода камера, в которой нет воды) был опущен в Волгу 11 августа 1877 года, а уже 30 августа 1880 года в весьма торжественной обстановке мост был открыт. 

Министр путей сообщения Российской империи, генерал–адъютант Посьет объявил о наименовании его Александровским получивший название Александровский (в честь 25–летия царствования Александра II), о «выбитии в память сего события (открытия моста) особой медали» и перерезал широкую голубую ленту со сделанной на ней золотом надписью «Александровский мост через р. Волгу». Освятил мост епископ Серафим, присутствовали при открытии самарский губернатор Свербеев и многие другие именитые особы.

Мост поразил воображение современников (его длина составляла 1436 м, длина каждого из 13 пролетов по 110,7 м) и долгое время считался самым большим в Европе. Вес железной части моста составил 425 тысяч пудов, а постройка его обошлась в 4 773 487 рублей 32 копейки металлическими деньгами или 7 022 698 рублей 20 копеек кредитными билетами. Впрочем, некоторые цифровые показатели в разных публикациях того времени разные...

Ведущие иностранные технические журналы дали его подробное описание уже в 1880 году. Писатель и путешественник Е.Л.Марков писал, что мост «составляет славу русского строительного искусства, и сама Европа признает это. В целом мире сыщется мало сооружений, которые могли бы стать наряду с ним по своей грандиозности».

отсюда


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →