lebedinsky2

Categories:

Неуловимый японский шпион

Уильям Фрэнсис Форбс–Семпилл, 19–й лорд Семпилл, пилот, спортсмен, бывший офицер Королевского воздушного корпуса, демонстрирует британский истребитель Gloster Sparrowhawk японскому военнослужащему.
Уильям Фрэнсис Форбс–Семпилл, 19–й лорд Семпилл, пилот, спортсмен, бывший офицер Королевского воздушного корпуса, демонстрирует британский истребитель Gloster Sparrowhawk японскому военнослужащему.

В 1921 году  Великобритания отправила в Японию "Миссию Семпилла", делегацию из тридцати британских инженеров и инструкторов, для оказания квалифицированной помощи в строительстве морской авиации.

После завершения миссии Семпилл возвратился в Англию, но сношений с Японией не прекратил. Более того, очень скоро он начал передавать через посольство Японии в Лондоне секретные сведения относительно новейших авиационных разработок, благо должность в Министерстве авиации давала ему доступ к любой информации.

Надо сказать, что деятельность Семпилла вскрыли достаточно быстро, установив прослушку на его телефон. А вдобавок выяснили, что его слуга–японец имеет военный чин.
В 1926 году на собеседовании на должность советника по делам авиации при правительстве Греции Семпиллу привели доказательства разглашения им секретных сведений, и он признал что нарушал режим секретности.
Вот и всё, конец шпиону? А вот и нет! На специально созванном по делу Семпилла совещании под председательством Министра иностранных дел Остина Чемберлена было решено никаких действий в отношении шпиона не предпринимать — его батюшка, 18–й лорд Семпилл, был личным поверенным Его Величества короля Георга V. Публичная огласка привела бы к невероятному скандалу в высшем обществе Британии и нанесла бы тяжёлый удар по репутации королевской семьи.

Так что молодому мастеру Семпиллу было вынесено устное предупреждение за закрытыми дверями, что никак не повлияло на его дальнейшие действия.
Он продолжал поддерживать связь с Японией, в 1932 году стал техническим и бизнес–консультантом Mitsubishi в Европе, а в 1934 году, со смертью отца, стал 19–м лордом Семпиллом и унаследовал его кресло в Палате Лордов.
В 1939 году Семпилл получил должность в Департаменте авиационной техники Адмиралтейства, а в июне 1941 года MI5, прослушивая его телефон, получила доказательства того, что Япония продолжает получать от своего представителя секретные сведения, за которые регулярно платит.
Сведения были немедленно переданы Генеральному прокурору, но тот отказался предъявлять обвинения. Семпиллу в очередной раз было вынесено устное предупреждение.

В августе 1941 года специалисты MI5 перехватили радиосообщение из посольства Японии в Лондоне в Токио, в котором передавались тезисы переговоров Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта на борту линкора Prince of Wales. Черчилль, ознакомившись с данными перехвата, признал, что сведения были весьма точны, а знать о них помимо него самого и американскго президента могли только двое, в том числе Уильям Семпилл.
Разведка ещё несколько раз перехватывала японские сообщения, касающиеся сведений и сбытий, о которых могло знать только ближайшее окружение премьер–министра, и 9 октября 1941 у Черчилля лопнуло терпение: он подписал распоряжение "убрать его, пока не стало слишком поздно".
Узнав об этом, Семпилл подал официальный протест.

И по результатам этого протеста Черчилль пошёл на попятную: "Я не желал, чтобы лорда Семпилла отправили в отставку, я просто хотел чтобы ему нашли какую–нибудь другую должность в Адмиралтействе."
В конечном итоге Семпиллу нашли место где–то на севере Шотландии, при этом было рекомендовано об этом переводе сообщить MI5, "чтобы там успели предпринять все необходимые меры".

13 декабря 1941 года, после японской атаки на Пирл Харбор, офис Семпилла подвергся обыску. В офисе были обнаружены секретные документы, а сам Семпилл спустя два дня был пойман на совершении многочисленных звонков в японское посольство.
Это уже была измена во время войны, но Семпилл опять избежал ареста и предъявления обвинений.
Впрочем, на этот раз ему всё же пришлось уйти с государственной службы, по собственному желанию.

Уильям Форбс–Семпилл дожил до 1965 года, занимал посты президента Британской ассоциации планеризма и Общества Автомобилистов, в 1956 году награждён шведским Орденом Полярной Звезды.

Как пишут, мотивы лорда Семпилла не ясны до сих пор. Да, у него были долги, да, он симпатизировал и был членом британских ультра–правых и про–фашистских организаций, но ей–богу, разве это причина?

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded