lebedinsky2

Category:

Гибель гиганта: 5 октября 1930 года разбился крупнейший британский дирижабль R101

Два больших воздушных корабля-«брата» – R100 и R101 – стали самым амбициозным проектом Британии в области постройки дирижаблей жёсткой системы. Он же оказался и последним. Дирижабли проектировались в рамках государственной «Имперской дирижабельной программы» (Imperial Airship Scheme), призванной связать регулярными линиями британскую метрополию с отдалёнными заморскими территориями – прежде всего, с Канадой, Индией и Австралией.

R101 поражал воображение не только своими размерами, но и поистине королевской роскошью на борту. Его обширный пассажирский отсек имел двухпалубную компоновку.

Увы, роскошь убранства не смогла восполнить конструктивных дефектов корабля, повысить его лётные качества и надёжность.

Вечером 4 октября, под моросящий мелкий дождичек, R101 в колеблющемся свете прожекторов, прорезавших сумерки, отстыковался от причальной мачты в Кардингтоне и направился в полёт на город Карачи, ныне пакистанский, а тогда входивший в состав Британской Индии. В пути предстояла остановка для дозаправки в Исмаилии, на северо-востоке Египта.

Возможно, один из последних снимков R101 перед вылетом в последний полёт. Двигатели включены, на правой прогулочной палубе сквозь окна виден свет
Возможно, один из последних снимков R101 перед вылетом в последний полёт. Двигатели включены, на правой прогулочной палубе сквозь окна виден свет

При виде списка лиц, находившихся на борту гиганта, захватывало дух. Здесь были: воздушный министр лорд Томсон собственной персоной, с личным камердинером; директор гражданской авиации Британии С. Брэнкер; группа ведущих сотрудников Королевских дирижаблестроительных верфей во главе с директором по дирижаблестроению Р. Колмором, включая главного конструктора дирижабля В. Ричмонда. Другими словами, R101 нёс в своём чреве весь цвет британского дирижаблестроения, его сердце и голову. В довершение всего, в полёте принимали участие представители руководства авиационных ведомств Австралии и Индии. Но ни титулы, ни должности не спасли высокопоставленных пассажиров дирижабля.

Спустя семь с половиной часов, миновав Лондон и Ла-Манш и углубившись в воздушное пространство Франции, R101 вышел к небольшому городку Бове (Beauvais) в Пикардии, примерно в 80 км к северу от Парижа. Ровно в два часа пополуночи сменилась вахта. Все остальные обитатели корабля крепко спали после превосходного приветственного (или прощального?) ужина.

Буквально через несколько минут дирижабль, идя на небольшой высоте (около 300 метров над поверхностью земли), по неизвестной причине вдруг получил сильный крен в 25–30° на нос и круто пошёл вниз. Командир хоть и с трудом, но сумел парировать крен и снижение рулями высоты и тут же отдал команду сбросить аварийный носовой балласт для облегчения носовой части. Сделать это уже не удалось: через минуту дирижабль вновь опустил нос, устремился вниз и ударился о склон холма к югу от Бове. Тут же возник сильнейший пожар, охвативший весь корабль и уничтоживший его за несколько десятков секунд.

Место крушения R101
Место крушения R101

Катастрофа унесла жизни 48 человек и 54 бывших на борту. Погибли все чиновники и дирижаблестроители, чудом удалось выжить лишь инженеру Гарри Личу (A. H. Leech), начальнику цеха Королевских верфей.

В газетах, в обывательских и профессиональных кругах обсуждались самые разные версии происшедшего, но точная картина так и не была установлена. Комиссия по расследованию отвергла такие варианты как потеря подъёмной силы из-за постепенной утечки газа и попадание корабля в сильный нисходящий поток воздуха. «Внезапная катастрофическая неисправность» – единственное объяснение, по мнению комиссии. Но что за неисправность? Комиссия отмела возможность внезапного разрушения какого-либо элемента конструкции дирижабля: те немногочисленные структурные повреждения, что были выявлены при осмотре места катастрофы, скорее всего, были вызваны воздействием высокой температуры при пожаре. Окончательный вывод комиссии: вероятно, имело место повреждение оболочки корабля в её передней части, что, в свою очередь, привело к разрушению одного или нескольких носовых газовых резервуаров с фатальной потерей подъёмной силы. Непосредственная причина таких повреждений осталась неизвестной.

Гибель R101 поставила крест на британской дирижаблестроительной программе. Произведённый эффект был настолько силён, что Британия после катастрофы у Бове больше не строила не только больших жёстких, но вообще никаких дирижаблей. Прекращены были всякие работы по дирижаблям R102 и R103, находившимся в стадии проектирования. Больше того: после года раздумий был отправлен в утиль дирижабль R100, несмотря на то, что с ноября 1929 года он вполне успешно летал, в том числе через Атлантику в Канаду. Многотонную металлическую конструкцию расплющили паровыми катками и продали как лом за 600 фунтов (при стоимости постройки около полумиллиона).

Произошедшая катастрофа стала первым гвоздем в гроб воздухоплавания. Конечно, дирижабли бились и раньше, но в тот раз потерпел крушение самый крупный дирижабль того времени — британский R101.

В последующие 8 лет погибли крупнейшие дирижабли и других стран — в 1933 году американский "Акрон", в 1937 году немецкий "Гинденбург" и в 1938 году советский "Осоавиахим". В трех случаях из четырех главной причиной была неустойчивость дирижаблей к неблагоприятным погодным условиям, и лишь "Гинденбург" загорелся от взрыва, причина которого до конца не ясна (интересно отметить, что при строительстве этого дирижабля был использован дюралюминий, оставшийся от R101). Так завершилась эра динозавров воздухоплавания, господство в небе захватила более жизнеспособная авиация.

Более подробно историю создания и гибели R101 можно почитать здесь.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded