lebedinsky2

Categories:

Русские переселенцы в Уругвае

Основатели города Сан–Хавьер у дома "живого бога" Василия Лубкова, 1910–е годы, Уругвай
Основатели города Сан–Хавьер у дома "живого бога" Василия Лубкова, 1910–е годы, Уругвай

В 1891 году 22–летний воронежский крестьянин Василий Лубков осознал себя "самодержцем всего света, Царем Царей, Господом Господствующих" и основал секту "Новый Израиль". Его приверженцы уверовали в сверхъестественные способности "живого бога". Церковные же таинства и обряды, иконы и крестное знамение отвергались. "Лубковцы" проповедовали отказ от многих ограничений — в частности ими не возбранялись гражданские браки, а в пищу можно было употреблять все, что угодно. Из–за гонений со стороны православной церкви Лубков принял решение перевезти общину за границу. Он посетил несколько стран и в итоге остановил свой выбор на Уругвае. В 1913 году три сотни семей "новоизраильтян" высадились в 164 км от Монтевидео, где ими и был основан город Сан–Хавьер.

Первое время колонистам было крайне трудно жить на новых землях. Некоторые ютились в палатках, большинству же приходилось ночевать под открытым небом. С "аборигенами" отношения тоже не складывались — те насмехались над внешним видом и обычаями переселенцев, а незнание языка усугубляло проблемы с интеграцией в уругвайское общество. Однако постепенно русские начали обустраиваться на новом месте. На протяжении последующих нескольких лет в город прибыло еще около 2000 последователей секты. 

В 20–х годах в сообществе произошел раскол — "оппозиционер" Семен Сушков, недовольный политикой Лубкова, заявил, что именно он является истинным "воплощением бога на земле", и привлек на свою сторону существенную часть сектантов. Это обстоятельство, а также сложности с кредитующим поселение банком, вынудили Лубкова покинуть Сан–Хавьер и отбыть обратно в Россию, где он в скором времени сгинул на сибирской каторге. 

Последователи же продолжили обживаться в Уругвае, свыкшись с периодической сменой "богов". К 40–м годам сан–хавьерцы начинали понемногу забывать русский язык, и об этом красноречиво свидетельствует запись в дневнике одного из переселенцев, написанная на кириллице: "С адуаны (таможни)показалась ланча (лодка)и направилась к пароходу".

Часть русских переселенцев вернулась на родину после объявления Хрущева о массовой репатриации в 1961 году. Многие же из оставшихся подверглись репрессиям во времена уругвайской диктатуры в 70–80–х — их выдворяли из страны, лишали свободы, а в некоторых случаях и жизни. Однако, городок Сан–Хавьер существует до сих пор. Его население составляет около 2000 человек, 98% которых имеют русское происхождение (использовать слово "секта" по отношению к вере прародителей там не принято). 

В 15 км к северо–востоку от Сан–Хавьера находится небольшое поселение Колония–Офир, заселенное переехавшими после революции старообрядцами. Они в отличии от потомков "лубковцев" русский язык не забыли и используют его в быту по сей день.

Далее предлагаются современные фотографии христиан староверцев в Уругвае:

Больше фото здесь и здесь.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded