
В начале 17 века сёгуны закрыли Японию. Этим они оказали огромную услугу своим соседямазиатам и европейцам. Страна, освоившая огнестрельное оружие и артиллерию, с населением в 45 раз больше, чем у Британии, с полумиллионной армией самураев и с давними традициями мореходства надолго исключила себя из Большой мировой игры. Отчасти благодаря этому Сахалин, Камчатка и Чукотка стали российскими, а северозапад Америки – английскими, при том, что Япония куда ближе к ним, чем соответственно Россия и Англия.
Общение с западом ограничивалось крохотным (120 на 75 метров) насыпным островом, где жила пара десятков голландских купцов. Им запрещалось покидать островок без разрешения, молиться, учить японский язык, принимать гостей (кроме проституток). Но и через эту форточку просачивались знания. Попадавшие в страну иностранные вещи разбирались и изучались. Японские умельцы же мастерили своеобразные аналоги, причудливо сочетающие европейские технологии с местными придумками.
Один из таких артефактов – «вечные часы» (на картинке). Они показывают время по японской и европейской системе, день недели, месяц, фазу луны, солнечный календарь. Одного завода хватает на год, бьют они каждый час. Часы сделаны настолько затейливо, что когда несколько лет назад решили сделать копию, потребовался труд 100 лучших инженеров в течение 10 месяцев. Оригинал же своими руками сделал талантливый самоучка Танака Хисасигэ. Он, кстати, дожил до начала модернизации страны и успел построить первый японский паровоз и пароход. Основанная им на старости лет компания и сейчас живет, с выручкой эдак в три «Северстали».
Отсюда