Игорь (lebedinsky2) wrote,
Игорь
lebedinsky2

Categories:

О съемках фильма "Собачье сердце"


На съемках фильма "Собачье сердце", 1988 год, Ленинград

Во время съемок сцены, в которой Шариков устроил потоп, второй режиссер Юрий Вертлиб дубль за дублем выносил на себе Евгения Евстигнеева, чтобы тот не намочил ноги и не заболел.

Евгений Евстигнеев был не первым кандидатом на роль Преображенского, до него на нее пробовались такие звезды, как Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев. Но Евстигнеев оказался точнее и органичнее. В тот момент он переживал не лучшие времена: после раздела МХАТа перенесший инфаркт Евстигнеев попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях, и скорый на расправу Ефремов, посчитав подобную просьбу предательством, попросту отправил блестящего актера на пенсию.

Роль Преображенского стала для него отдушиной. Но на съемках не все было гладко. Снималась картина в Ленинграде, и Евгению Александровичу с Борисом Плотниковым, сыгравшим доктора Борменталя, приходилось ночами мотаться на съемки в "Красной стреле". Едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.

Не брезговал он опрокинуть рюмку и на площадке. Однажды в перерыве Бортко застал Евстигнеева спящим в декорациях на диване и, растолкав, обнаружил, что тот мертвецки пьян. В ответ на сделанное постановщиком внушение темпераментный актер взвился, заявив, что уйдет из фильма, но так же быстро пришел в себя. Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял.

В. Бортко о Евстигнееве:

"До предложения сниматься в роли профессора Преображенского Евгений Александрович Евстигнеев "Собачье сердце" не читал. Да и где он мог прочитать повесть Булгакова, если долгие годы та ходила только в самиздате? Публикация в СССР «Собачьего сердца» случилась в журнале «Знамя» только в 1987–м, через 62 года. Случилось так, что из–за уходящей зимней натуры пришлось снимать сразу после утверждения проб без долгих разговоров и репетиций.

В первом кадре, который мы начали снимать, профессор Преображенский выходил из кооперативного магазина, пересекал дорогу и подходил к дворняге Шарику. Вот, собственно, и все. Оператор Ю. Шайгарданов быстро поставил свет. Включили ветродуй, полетел снег.
— Мотор! — крикнул я и увидел, как из кооперативного магазина, держа в руках пакет краковской колбасы, вышел профессор Плейшнер из фильма "Семнадцать мгновений весны" и направился к дворняге.
— Стоп! — крикнул я.
Не уверен, что дальнейший диалог запомнил дословно, но смысл передаю верно.
— Евгений Александрович, профессор так не ходит.
— Не надо мне рассказывать, как ходит профессор. Я уже одного профессора играл.
— Вот именно. А это другой профессор.
— Какой?
— Менделеев!
— Вот так?
— Вот так.
Он немного подумал и сказал: "Давайте снимать". Полетел снег, со скрипом открылась дверь магазина, и оттуда вышел... не Менделеев, не Плейшнер, а профессор Преображенский".

Тут
Tags: Кино, Литература, Люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments