
Фотожурналисты в момент катастрофы шаттла "Челленджер", 1986 год, мыс Канаверал, Флорида, США
28 января 1986 года космический челнок "Челленджер" в самом начале миссии STS–51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73–й секунде полета, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. За запуском наблюдало множество зрителей, так как среди экипажа на корабле находилась Криста Маколифф, первый участник проекта "Учитель в космосе". Средства массовой информации освещали катастрофу с небывалой масштабностью: одно из исследований показало, что 85% опрошенных американцев узнали о крушении в течение часа после него. Только два события в американской истории на тот момент получали подобный резонанс в обществе — убийство Джона Кеннеди и смерть Франклина Рузвельта.
После катастрофы программа шаттлов была свернута на 32 месяца. Со дна Атлантики было поднято 14 тонн обломков. Около 55% челнока, 5% кабины и 65% полезной нагрузки осталось на дне. Над расследованием в течение нескольких месяцев работала специально созданная комиссия. В итоговом отчете было указано, что причиной катастрофы стало разрушение уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя рядом с соединением с внешним топливным баком под воздействием горячих газов, которое было вызвано конструкторскими просчетами.
Отчет также содержал в себе анализ ситуации, которая привела к катастрофе. Определяющими факторами послужили недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений NASA. Руководителям NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твердотопливных ускорителей, поставляемых подрядчиком "Morton Thiokol", однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра и не доложили вышестоящему начальству об этих опасениях.
Также в отчете были приведены 9 требований для улучшения безопасности полетов космической программы челноков. После катастрофы челнока "Колумбия" в 2003 году комиссия по расследованию ее причин пришла к выводу, что организационные проблемы, приведшие к гибели "Челленджера", не были исправлены, и что тот же процесс нечеткого принятия решений так же оказал влияние на разрушение челнока "Колумбия" 17 лет спустя.
Источник